Детский сад № 6 ст. Новоминской
|
Представление собственного инновационного опыта Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности» воспитатель Смирнова Л.А.- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Благодаря моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой осознанного безопасного поведения детей на улице . С целью обновления содержания образования, я стремлюсь организовать педагогический процесс на инновационной основе. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения. Детство-это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается. Мы должны отправить детей с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно дети знают, думают, я использую беседы, дискуссии. В то же время я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать методику (беседа, чтение, занятие, игра) . Актуальность опыта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует реакция на безопасное поведение на улице. Отсутствует защитная реакция на безопасность. Чаще всего именно дети, становятся жертвами ДТП от незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами безопасного поведения на улице. В группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. - Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Опыт работы над темой "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности" сложился постепенно. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ПДД. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды. В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДД. В холле ДОУ оборудован стенд по ПДД . Он включает в себя памятки для педагогов и родителей, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др. Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта , дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрели жезлы регулировщика), дидактические игры. Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и педагогическая позиция педагога должна быть деликатной и незаметной. Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия. Педагогу постоянно необходимо совершенствовать свое мастерство, свое самообразование. В этом помогают консультации, семинары, семинары – практикумы, посещение открытых мероприятий, которые в течение года организуются в ДОУ. Во время организации и проведения данных мероприятий можно наблюдать степень увлечённости педагога данной проблемой, и они являются своеобразным итогом работы по самообразованию воспитателя. В течении 13 лет я работаю над данной проблемой. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к основам безопасности жизнедеятельности. Ведущей педагогической идеей моего опыта является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний. Новизна опыта заключается: -в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей; - в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.). Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и формами работы. Работая над данной проблемой уже несколько лет, стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации. Результатом такой деятельности стали самостоятельные разработки перспективно – тематических планов по безопасности дорожного движения, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОУ материально – техническими условиями. - Теоретическая база опыта. В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста Основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте. Программа Р.Б.Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления. Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым. Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей): • Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры; • Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними; • Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта. Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности. В пособии « Воспитание безопасного поведения дошкольников на дороге», представлены практические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения вне стен дома: во дворе, на дороге, в лесу, у водоема, а также с незнакомцами. Пособия М. А. Фисенко представляют собой тематическое планирование и методические разработки занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ДОУ для детей 4-5 и 6-7 лет. В каждой книге представлены 6 основных разделов: - Ребенок и другие люди. - Ребенок дома. - Ребенок и природа. - Здоровье ребенка. - Эмоциональное благополучие ребенка. - Ребенок на улице. Автор предлагает разнообразные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы. Привлечены тексты художественных произведений, пословицы, интересные и поучительные истории, наглядно демонстрирующие и раскрывающие рассматриваемые темы. Использование игровых ситуаций, ролевых игр помогает детям развивать умственные и творческие способности, воображение, расширять их кругозор. Шорыгина Т. А. предлагает перспективный план занятий по ОБЖ на каждый месяц с конкретной темой занятия. В Программе « Светофор». Т. Даниловой излагается содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет Правилам дорожного движения. Работа по усвоению знаний разделена на пять этапов. Первый этап работы нацелен на уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Второй этап - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения. Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, игры-драматизации и т.д. Методические рекомендации к программе помогут понять содержание, направление и специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. А в приложении изложены игры, стихи, пословицы и поговорки, которые могут быть полезны при обучении детей Правилам дорожного движения. Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи. - Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. В младшей группе учу различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формирую умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; Учу ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»). В начале года работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей. Они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических игр («Светофор», «Красный – зеленый), сюжетно – ролевых игр («Автобус», «Автопарк»). В игровых ситуациях детей учу правильно входить в автобус и выходить из него. Знания детей уточняю и закрепляю в подвижных играх («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль») и наблюдений за прохожими («Правильно ли ведут себя пешеходы на улице»). При обучении детей правилам дорожного движения, старалась использовать игры и упражнения, логически связанные с темой непосредственно образовательной деятельности и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятии игру « Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. А так же тренирует внимание и способность детей длительно удерживать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости использовались физкультминутки «Мы водители». В группе организовали гараж, где поместили машинки разных марок. Детям очень нравиться придумывать различные сюжеты. Представления, полученные на целевых прогулках, наблюдениях, закрепляются на занятиях: дети рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол. Большое внимание уделяю развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений, проведении подвижных игр «Найди свой цвет», «Трамвай». На занятиях по математике детей учу различать понятия: «далеко», «близко», «вверху». В среднем дошкольном возрасте знакомлю с улицей, дорогой, тротуаром; учу в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него. В этом возрасте у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки. Постепенно их подвожу к усвоению правил дорожного движения. Расширяются представления детей, что улица может быть широкой и узкой, по проезжей части двигаются машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу. Уже в этом возрасте дети знакомятся с правилами езды на велосипеде в игровых ситуациях. В этой группе детей знакомлю с работниками ГАИ. Они рассматривают форму сотрудника ГАИ, их машину, знакомлю детей с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети». Особое внимание уделяю индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек. В старшем дошкольном возрасте много внимания уделяю ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки, указательные. С детьми разыгрываются дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами. Во время бесед с детьми интересуюсь, каким маршрутом ходят дети в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь. Рассказываю о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Это готовит детей к самостоятельному появлению на улице. При ознакомлении с работой регулировщика использую иллюстрации, играем в сюжетно – ролевые игры. Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья людей. Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх. Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, машины, дорожные знаки. В играх закрепляю знание правил, учу культуре поведения в общественных местах. Знания закрепляют дети и на праздниках и развлечениях. Работа с родителями. Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги. Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в развлечениях. Помогают в оформлении зала, делают атрибуты. На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках – передвижках помещаю практический материал. Родители стали более грамотными в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. Они считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения будут эффективны только при совместной работе детского сада и семьи. Работа с воспитателями. С воспитателями провожу консультации: «Воспитание безопасного поведения на дорогах и улицах», «Дорога и безопасность». Провела мастер-класс для педагогов «Безопасность глазами дошкольника». - Анализ результатов деятельности. Систематическая работа с детьми по обучению основам безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат. Для выявления результативности опыта работы, мною была проведена диагностика с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%. В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья у детей старшего возраста» в результате чего, у детей имеются знания: О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - Трудности и проблемы использования данного опыта. При использовании данного опыта я столкнулась с большим объемом информации, которую необходимо систематизировать,осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе тренировки – это и стало единственной трудностью в моей работе. - Адресные рекомендации по использованию опыта. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета; Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования: Представление собственного инновационного педагогического опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности» размещен на сайте детского сада: https://dskolber.schoolrm.ru/ - Наглядное приложение: конспект занятия. 17 ноября 2022 в 11:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.