Детский сад № 6 ст. Новоминской
|
Опыт работы воспитателя Григорян Н.И. «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»Выбранную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире. Пояснительная записка В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям. К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире. Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения. Обогащать знания и практические умения детей нужно в следующих направлениях: - познакомить дошкольников с правилами поведения в различных неожиданных ситуациях; - способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни, об адекватном поведении в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; - способствовать формированию элементарных умений правильно действовать в опасных для жизни ситуациях. Для реализации данных задач необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы оно было направлено на развитие его познавательного интереса и познавательную самостоятельность. Эти личностные качества помогут ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. А результатами познания будут не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и общее развитие воспитанников. При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует помнить основные методические правила: - необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка; - усложнение материала должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - освоение новых знаний целесообразнее проводить в процессе активной познавательной, поисковой или игровой деятельности. Принципы работы: 1. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, формирование знаний о безопасности собственной жизни, приобщение к здоровому образу жизни происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми. 2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия при формировании ценностей здорового образа жизни. 3. Активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации проекта. Этот принцип предполагает, что каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход какой-то игры, образовательной ситуации, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям и взрослым предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. 4. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом при реализации проекта. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. 5. Взаимодействие с социальными партнерами. Социальное партнерство становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет расширить спектр образовательных услуг и динамично развиваться всем участникам образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с партнерами повышается качество реализации основной образовательной программы дошкольного образования и осуществляется более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников. Содержание работы: Содержание работы обеспечивает формирование у детей основ безопасности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления: 1. Безопасность собственной жизнедеятельности. 2. Безопасное поведение в природе. 3. Безопасность на дорогах и улицах. 4. Здоровье. Основные формы организации образовательной деятельности Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. В связи с этим была определена цель работы: Цель: Разработать систему совместной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Перед собой поставила следующие задачи, которые представлены на экране: Задачи: • Изучить теоретические и методологические основы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. • Разработать перспективный план и конспекты занятий в рамках комплексно – тематического планирования в детском саду. • Продолжать совершенствовать предметно-развивающею среду по формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в группе. Новизна опыта состоит включение в образовательную деятельность мультимедийный презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Теоретическим фундаментом опыта работы являются: • К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления. С. Мартынов, Т. Г. Хромцова, делают акцент в предупреждении бытового детского травматизма и выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Исходя из теоретического анализа содержания понятия «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Исходя из выше сказанного, разработала перспективный план, в который включила: Непрерывную образовательную деятельность, • «Кошкин дом», • «Опасные предметы дома», • «Дорожные знаки», и т. д. просмотр видеоматериалов, • правильное обращение с огнём, • как правильно общаться с животными, • как следует правильно разговаривать с незнакомцами, • как следует кататься на лодке, • как следует гулять в лесу, • как вести себя на льду, • азбука пешехода. мультимедийных презентаций, • Дорожные знаки • Светофор • Правила безопасности дошкольника • Полезные продукты • Прогулка в лес • Электроприборы игровые проблемные ситуации • огонь – друг или враг • дорожные знаки • где живут витамины и. т. д. игровое моделирование, • «Безопасная дорога», • «Мой – друг Светофор», и. т. д. игры-беседы, • Безопасность в доме • Осторожно микробы • Безопасное поведение в природе • Дорожные знаки и др. игры-инсценировки, • Поехали! • Юные пожарные • Правила дорожного движения и др. прогулки, экскурсии, • прогулка на пищеблок, • прогулка в мед. кабинет • по территории детского сада, • за территорию детского сада. дидактические игры, • "Источники опасности", • "Знаешь ли ты?", • "О чём говорит светофор", • "Четвёртый лишний ", • "На прогулке", • "Телефон", итд. Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования • Дорожная безопасность, • правила дорожного движения, • витамины – опасно, или не опасно. Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. В группе создаются условия, макет «Улица села», развивающие плакаты – «В гостях у Мойдодыра», «Опасные предметы», «Кому что нужно для работы», дидактические игры — «Часы безопасности», «Опасно-неопасно», «Лото безопасности», «Я знаю, что можно, что нельзя», «Помощники на дороге», «На чем люди ездят», «Найди и назови», полочка умных книг, иллюстрированные альбомы из серии «Безопасность», «Здоровье», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки. Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями. Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы. В этом году родителям было предложено анкетирование на тему: «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста», проведено родительское собрание «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы», были предложены различные консультации, по темам недели, например: «безопасного поведения на улице», «безопасные предметы дома», к их вниманию был предложен видео ролик на тему «Правила поведения зимой». Совместно с родителями был составлен и реализован краткосрочный, исследовательский проект «Безопасность на дорогах», с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей. Таким образом, в результате проведенной работы: Считаю цель работы достигнутой и задачи решенными. Благодаря созданию таких условий дети постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни. Перспективы дальнейшей работы связываю с продолжением работы над данной темой. Литература: 1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; 2. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999. 4. 3. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС; 4. А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11; 5. Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития). — Л., 1990. 17 ноября 2022 в 11:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.