Детский сад № 6 ст. Новоминской

Представление педагогического опыта Тема: Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

старший воспитатель: Бочанская Наталья Васильевна

2022г.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Если раньше безопасность жизнедеятельности в ДОУ включала в себя такие аспекты как: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, то современная жизнь вносит свои изменения в подходе к этой проблеме, и в нее вошли и такие понятия, как терроризм и экологическая катастрофа. Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями - наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.
В законе Российской Федерации № 2446-I от 5 марта 1992 г. О безопасности (статья. 1) безопасность трактуется как Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании рассматриваются как единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.
Безопасность - это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I "О безопасности "). Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста.
Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
1 идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
2 защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
3 ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
4 создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека. Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Очевидно, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию
Цель моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Задачи:
- изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
- выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
- проанализировать современные программы МДОУ с позиции воспитания безопасного поведения детей;
- определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни; 

- внедрить в воспитательно-образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников;
- создать систему воспитательной - образовательной работы по основам безопасной жизнедеятельности;
- создать систему в работе с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Неоднородность социального окружения определяет специфику социокультурного пространства, при помощи которого человек приобщается к культурным общечеловеческим, национальным, региональным и другим ценностям.
Вопросам ознакомления дошкольников с социальной действительностью посвящены труды Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, М.И. Богомоловой, В.И. Логиновой, Н.В. Мельниковой. В их исследованиях в основном освещены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности. Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребенка к социальному миру.
Так, предметами изучения становятся вопросы социальной компетентности ребенка (Т.Н. Антонова, Е.А. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), формирования у ребенка картины мира (Л.Ф. Купецкова, Э.М. Куликовская), роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.) Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социализация может быть представлена в качестве процесса освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления человека, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия (Л.В. Коломийченко). В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности. Вышеуказанный анализ историко-педагогической, медико - педагогической и психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд взаимосвязанных условий воспитания безопасного поведения (на примере опасностей в быту) дошкольников: отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения и установление последовательности его освоения; применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка; осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и её осуществление при изменении характера взаимодействие с ребенком.
Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используется понятие безопасное поведение, хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности. Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить: от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; от среды обитания: природной, техногенной, социальной, в военной обстановке. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты. Уклонение от опасности предполагает:
- представление о возможном характере развития опасной ситуации;
- знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; 

- правильную оценку ситуации.
Преодоление опасности предполагает:
- умелое поведение в опасных ситуациях;
- знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями);
- владение навыками само- и взаимопомощи. 

Исходя из теоретического анализа содержания понятий опыт и безопасное поведение, опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:
Знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
Отношение переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.
Исходя из вышесказанного, нами была выбрана технология формирования основ безопасной жизнедеятельности, как наиболее эффективной.
Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности относится к социально-воспитательным технологиям – это группа технологий, ориентированных на осуществление важнейшей функции общества – подготовку подрастающего поколения к включению в общественную жизнь, к нормальному функционированию в обществе.
Содержание ОБЖ базируется на триаде системы безопасности Природа – Человек - Общество, где в формулу Общество введено не только понятие Социума, но и результаты деятельности человека, т.е., техногенные аспекты и их воздействие на самого человека, окружающую среду. При раскрытии содержание ОБЖ выявляются причины, порождающие нарушение гармонии взаимодействия составляющих системы Природа – Человек - Общество, и определяются способы и направления противодействия этому процессу.
Особое внимание уделяется формированию основ здорового образа жизни.
Работа основывается на принципах:
Системности,
Концептуальности,
Управляемости,
Эффективности,
Воспроизводимости.
Ведущая роль в организации работы по формированию у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателю. Однако технологию реализуют все участники воспитательно-образовательного процесса. Реализация технологии предполагает применение разнообразных форм и методов работы с детьми. Сочетание познавательных занятий с совместной образовательной деятельностью воспитателя и детей в режимных моментах, также с созданием условий для их самостоятельной деятельности позволяет успешно решать поставленные задачи. Особое внимание направляли на организацию таких видов деятельности, в которых дети, приобретая опыт жизненно необходимых норм поведения, могли применить их в реальной жизни, что и является компетентностью.
Этапы реализации технологии:
1 этап – подготовительный;
Формирование у детей через различные виды деятельности представления о необходимости введения безопасного здорового образа жизни.
2 этап – понимания и коррекции;
Корректировка поведения и деятельности детей, помогает в организации практической деятельности.
3 этап – практический;
Стимулирование проявления активности, самостоятельности.
4 этап – заключительный.
Наблюдение, оценка, корректировка, расширение опыта детей.
Прежде, чем начать работу по ОБЖ, мы обновили предметно-пространственную среду, подобрали литературу для детей, методическую литературу. Так у нас появились истории про БедаСтоп, а затем и игрушка БедаСтоп, связанная своими руками. На первом этапе реализации технологии идет формирование у детей через различные виды деятельности представления о необходимости введения безопасного здорового образа жизни. На этом этапе ребенок принимают информацию, поэтому мы старались доступно и интересно преподносить информацию, используя различные методы и формы обучения. Обсуждение, сравнение, обобщение, проигрывание – все это помогает эффективно закреплять полученные знания детей по ОБЖ. Встреча с интересными людьми, проводились в доступной, игровой форме. Дети узнавали много нового, интересного, а самое главное, закрепляли свои знания в деятельности (Игры Собери пожарного на пожар, Я - светофор). Дети с удовольствием отражали свои впечатления, в продуктивной деятельности, создавая такие работы, как Пожарная машина, Кошкин дом, Правила дорожные, детям знать положено, Светофор и др. Ежедневные минутки безопасности, включаемые в различные виды деятельности и другие режимные моменты, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
Проигрывание различных ситуации, которые направлены на закрепления полученных знаний и навыков безопасного поведения детей, через практические методы. Используем метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения. Затем проводим игровые практикумы, Что будет, если… Закрепляли знания детей в дидактических играх. Истории БедаСтопа знакомят детей о том, как сохранить свое здоровье, что для этого нужно сделать. Сформировав у детей представления о безопасном здоровом образе жизни, можно переходить ко 2 этапу формирования у детей основ безопасной жизнедеятельности, это этап понимания и коррекции. На этом этапе, дети учатся осознавать необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности. Полученные знания закрепляют в игровой деятельности. Дети учатся моделировать опасные ситуации, оценивать, обсуждать правильные пути решения, воспитатель корректирует действия детей. Творческие работы детей разнообразны. Созданы рисунки к историям про БедаСтопа, рисунки к загадкам про бытовую технику, запрещающие знаки. Дети с удовольствием играют в настольные, дидактические игры, закрепляя полученные знания. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей, взаимодействуя с родителями, были использованы различные формы работы например:
проведение игровых тренингов;
приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ППБ и ГИБДД;
помощь родителей в создании книги Полезные советы по ПДД, дидактической книги Правила дорожные детям знать положено;
помощь родителей в создании дидактических игр по ОБЖ;
В данный момент, мы находимся на завершении второго этапа, этапа понимания и коррекции, и переходим на 3 этап - практический этап , на котором, мы будем стимулировать проявление активности, самостоятельности у детей в соблюдении правил безопасной жизнедеятельности в практической деятельности. Планируем продолжать работу по данной технологии используя проектную деятельность.
4 этап – завершающий, Он будет заключаться в организации деятельности самостоятельно руководствоваться полученными знаниями. В расширении опыта безопасной жизнедеятельности, в наблюдении, оценивании, корректировке, расширении опыта детей. На заключительном этапе мы должны увидеть, ребенка способного к волевым усилиям, который может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических условий была отслежена динамику в освоении опыта безопасного поведения детьми дошкольного возраста. Дети с интересом познают правила безопасного поведения, с удовольствием слушают рассказы, сказки, стихи; любят рассуждать на эту тему;
В повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения; Умеют привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;
С интересом стремятся узнать о фактах, обеспечивающих здоровье.
После проведенного анкетирования родителей, был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме. 85% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 80% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными на дорогах, в транспорте, в быту, в природе. 80% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни.
Можно сделать вывод, что содержание воспитательно – образовательного процесса формирующего основы культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольных учреждений, способствует обеспечению качественно нового подхода в решении проблем социализации старших дошкольников. Полученные результаты подтверждают эффективность разработанных и внедренных в воспитательно-образовательную деятельность теоретико-методических положений формирования основ культуры безопасности у старших дошкольников с точки зрения поставленных задач.
Навыки безопасного поведения у человека надо воспитывать, а для этого у него должна быть потребность в них. Потребность может возникнуть только тогда, когда человек реально попал в жизненную ситуацию, которая заставляет его учиться тому, чего он не знает и не умеет. Причём, если ситуация не вызвала у человека сильного эмоционального стресса, то и его практические действия мало эффективны. В этом, на мой взгляд, заключается главная трудность в мотивации дошкольников. Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Обобщение педагогического опыта реализовано в выступлениях на педагогических советах, конференциях, проводятся открытые мероприятия для родителей и педагогов. Данный материал будет полезен воспитателям средних, старших и подготовительных групп.
Список используемой литературы:
1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / 2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 136 с.;
2.Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С.32.;
3.Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.;
4.Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. – М.: Просвещение, 2004. – 94 с.;
5.Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : метод. пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.;
6.Горина, Л. Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе / Л. Н. Горина, А. А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т.12, №5. – С.35-39.;
7.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.- 321с.;
8.Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детских садов / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. - М.: Просвещение, 2000. - 94 с.;
9.Коган, М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками / М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. – 256 с.;
10.Королева, С. В. Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : монография / С. В. Королева. – М. : МПСУ, 2013. – 160 с.;
11..Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2009. – 426 с.;
12.Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин; Под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.;
13.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
14.Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: метод. пособие для педагогов ДОУ / Н. М. Сертакова. – Спб. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2009. – 180 с.;
15.Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка / П. Статмэн. - СПб.: Респекс, 1996. - 384 с.;
16.Степененкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 1979. – 80 с.;
17.Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 80 с.;
18.Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 78 с.

17 ноября 2022 в 10:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.